Цифровая зависимость: как номофобия стала угрозой здоровью детей в 21 веке. Современная эпидемия?!

Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью жизни современных детей, но что если этот незаменимый аксессуар превращается в источник серьезных проблем?

В нашей статье мы рассмотрим явление номофобии, или боязни потерять доступ к мобильному телефону, и его влияние на здоровье детей. Узнайте о рисках цифровой зависимости, возможных последствиях для психического и физического здоровья, а также о том, как можно бороться с этой современной эпидемией. Погрузитесь в мир цифровой реальности и взгляните на номофобию глазами современных родителей, педагогов и психологов. Цифровая зависимость: как номофобия стала угрозой здоровью детей в 21 веке. Современная эпидемия?!

Номофобия — что это?

Номофобия — это боязнь оставаться без доступа к мобильному телефону или возможности пользоваться им.

Номофобия, или боязнь оставаться без мобильного телефона, становится всё более распространенной среди детей и подростков и представляет серьезную угрозу их психическому и физическому здоровью. Постоянное использование смартфонов может привести к развитию психологических и эмоциональных проблем, таких как ухудшение сна, тревожность, депрессия, а также проблемы с концентрацией внимания и обучением. Кроме того, дети, страдающие номофобией, часто сталкиваются с проблемами взаимоотношений с окружающими и рискуют развить зависимость от онлайн-игр и социальных сетей.

Главными факторами, влияющими на развитие номофобии у детей, являются отсутствие контроля со стороны родителей, постоянное пребывание в виртуальной среде и неадекватное использование смартфонов в образовательных целях. В связи с этим необходимо принимать меры по осведомлению родителей о рисках номофобии, а также ограничивать время, проведенное детьми в сети, и создавать условия для активного вовлечения и реального общения.

Номофобия - что это?

Психологическая зависимость от мобильного телефона

По всему миру распространилась эпидемия нового заболевания — «номофобии». Она означает зависимость от мобильного телефона.

Психиатры утверждают, что появилась эпидемия нового заболевания — «номофобии» (от английского «no-mobile-phone phobia», что означает «страх отсутствия мобильного телефона»). Ее «жертвы», постоянно не отпускающие свои глаза от маленького электронного друга, можно встретить повсюду: в метро, кафе, торговом центре, на улице. Они, словно зомби, зачарованно играют в цветные шарики на своих телефонах, неустанно отправляют sms-сообщения и часами увлеченно болтают в трубку.

Номофобия - словно зомби, зачарованно играют в цветные шарики на своих телефонах

Медики относятся к номофобии настолько серьезно, что провели всемирную акцию «Дни без мобильного телефона» в феврале. Всем пользователям мобильной связи предлагалось выключить на день свой мобильник или хотя бы сократить количество разговоров.

Инициатором этой акции стал французский писатель Фил Марсо, который написал первый роман в формате sms и стал бестселлером в Европе. Его поддержали психологи, обеспокоенные новой зависимостью, которая распространяется по всему миру.

Медики считают, что номофобия по своей природе подобна другим видам зависимости, таким как алкоголизм, наркомания, азартные игры и шопоголизм. Каждая из этих зависимостей служит компенсацией каких-то проблем личности — комплексов, неудовлетворенных потребностей, иллюзий и т.д. В случае с мобильным телефоном человек, не представляющий жизни без него, также компенсирует личные проблемы, например, неспособность установить контакты с другими людьми или страх одиночества.


BIM-Portal.ru в сотрудничестве с CSoft Омск до 14.03.24 осуществляет набор группы для презентации отечественных BIM и САПР.

С 14.03.2024 в рамках данной программы будут проводиться различные обучающие вебинары и не только. Участники программы смогут приобрести ценные знания и навыки, которые помогут им эффективно работать с САПР и BIM-инструментами и реализовывать проекты в строительной индустрии.

Цифровая зависимость: как номофобия стала угрозой здоровью детей в 21 веке. Современная эпидемия?!


Когда человек вдруг понимает, что потерял свой телефон, признаки номофобии резко усиливаются. Эти признаки включают возбуждение, раздражение, беспокойство, а также физиологические проявления, такие как головокружение, учащенный пульс, повышенное потоотделение, дрожь в руках и ногах.

Чуть более чем две трети владельцев мобильных телефонов страдают от номофобии. Номофоб временно теряет контроль над своими действиями, может начать нервозно рыться в поисках телефона, вызывая себе дискомфорт, пока не найдет утерянный аппарат. Большинство страдающих не считают номофобию болезнью, а просто безвредной привычкой, несмотря на ее значительное влияние на их повседневную жизнь. Они практически прекращают общение с окружающими и тратят почти все свое время на использование телефона — слушают музыку, настраивают телефон, скачивают картинки и приложения, играют в игры и т. д.

Мобильная связь действительно революционно изменила наш мир, уменьшив расстояния между людьми, ускорив принятие решений и упростив доступ к информации.

Мобильная связь изменила наш мир уменьшив расстояния между людьми

Многие люди постепенно становятся настолько зависимы от своих мобильных телефонов, что ощущают дискомфорт при их отсутствии. Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что более половины пользователей мобильных телефонов (53%) начинают нервничать, если теряют свой телефон или у него садится заряд батареи, их баланс заканчивается или пропадает сотовый сигнал. Другие исследования говорят, что таких людей еще больше (до 66%).

Особенно сильно от номофобии страдают подростки и молодые люди (77%). Нередко родители ошарашиваются, узнав о том, сколько потратили на содержание нового айфона своего ребенка, дарованного им в лучших побуждениях. А ребенок уже не может прожить и дня без виртуального общения в Интернете.

Заведующая отделом неотложной психиатрии при чрезвычайных ситуациях ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского, доктор медицинских наук Анна Портнова, отмечает, что проблема не в самом телефоне, а в зависимости от онлайн-общения — чатов, обмена сообщениями и т. д. У молодых людей, особенно у подростков, сотни и даже тысячи «друзей» в социальных сетях. Это создает иллюзию обширного круга общения, который не существовал у предыдущих поколений. Однако на самом деле это общение суррогатное, формальное, неэмоциональное, несмотря на смайлики и прочие символы.

Как победить зависимость от мобильных устройств? Один из способов – заменить виртуальное общение реальным, например, провести ребенка в спортивную секцию или группу единомышленников. Важно также уделять больше внимания детям, быть в курсе их дел и проблем. Если вы замечаете у ребенка «мобильную зависимость», обратитесь за помощью к врачам.
Лечение номофобии может включать «терапию подвергания», когда пациент постепенно отучается от мысли о том, что он не может обойтись без телефона. Некоторые врачи считают зависимость от мобильных устройств скорее социальным феноменом, а не болезнью, учитывая, что телефон позволяет постоянно быть на связи с другими людьми.

Хотите проверить, страдаете ли вы номофобией?

Попробуйте на некоторое время отключить свой мобильный телефон. Если эта мысль вызывает у вас чувство протеста и вы находите тысячи причин, почему этого не стоит делать, возможно, стоит задуматься о вашей зависимости от гаджетов.

Хотите проверить, страдаете ли вы номофобией?

«Родителям следует осознавать потенциальный вред от современных гаджетов»,

— предупреждает доктор медицинских наук Анна Портнова, заведующая отделом неотложной психиатрии при чрезвычайных ситуациях ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского.

Конечно, удобно, когда ребенок мирно занят телефоном или компьютером, не мешает и не требует внимания. Но таким образом он лишает себя возможности развивать навыки реального общения, умения воспринимать и понимать других людей. Не стоит покупать гаджеты, не соответствующие возрасту ребенка. И если вы все-таки приобрели ему телефон, то сразу договоритесь о его правилах использования — например, только в школе и только для учебы, и определите сумму, которую он может тратить на это в определенный срок.

Признаки номофобии

Эксперты считают, что можно говорить о патологической зависимости от мобильного телефона, если:

  • ребенок не может отключить его хотя бы на короткое время, или расстается с ним даже на минуту;
  • непрерывно беспокоится о том, что заряд истощится;
  • постоянно проверяет входящие сообщения, электронную почту и т. д.;
  • часто просит пополнить баланс мобильного телефона.

Согласно данным компаний OnePoll и SecurEnvoy, число людей, страдающих номофобией, постоянно увеличивается. Двое из троих людей сообщают, что боятся потерять свой телефон. Четыре года назад такое опасение испытывала лишь половина опрошенных. Особенно нервно воспринимают потерю телефона те, кому от 18 до 24 лет.



Электромагнитные излучения от мобильных телефонов

Ученые доказали вред мобильных телефонов для детей в уникальном исследовании 14-летнее исследование воздействия электромагнитного излучения на школьников.

Электромагнитные излучения от мобильных телефонов

Группа российских ученых завершила 14-летнее исследование по воздействию излучения мобильных телефонов на детей. Установлено, что у активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы, увеличилось количество ошибок при письме, снизились показатели работоспособности, а также ухудшились внимание и смысловая память. В августе Роспотребнадзор и Рособрнадзор выдали рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах на основании доводов ученых. Однако некоторые ученые остаются на позиции отрицания доказательств негативного воздействия мобильных телефонов на мозг и другие органы человека.

— На данный момент мы располагаем результатами уникального лонгитюдного наблюдения за детьми, которые пользуются мобильными гаджетами,

— сообщила «Известиям» кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биохимической физики имени Н.М. Эмануэля РАН Наталия Хорсева , что помимо основной группы, в которую вошли дети-пользователи мобильных телефонов (1161 человек), была сформирована контрольная группа, члены которой не использовали эти устройства (370 человек).

Она подчеркнула, что наличие контрольной группы является одним из неоспоримых преимуществ их исследований.

В результате исследования выяснилось, что у детей, пользующихся мобильными телефонами, произошло замедление простых слуховых и зрительно-моторных реакций по сравнению с контрольной группой. Кроме того, у 39,7% пользователей гаджетов было зафиксировано увеличение показателя утомляемости (в 30,3% случаев оно было значительным), а у 50,7% участников уровень работоспособности снизился. Исследователи также обнаружили, что только у 8,5% детей уровень формирования мелкой моторики руки соответствует возрастной норме.

— Последние пять лет на базе лицея № 17 проводится комплекс профилактических мер, в который вовлечены все участники образовательного процесса (школьники, родители, педагогический состав и администрация). Он направлен на снижение негативного воздействия мобильных телефонов,

— рассказала «Известиям» Наталия Хорсева.

— И эти мероприятия уже дали результаты. Установлено, что безопасный режим пользования (наушники, громкая связь, сообщения SMS, MMS) статистически значимо улучшают все психофизиологические показатели. Так происходит потому, что источник излучения находится дальше от формирующегося детского мозга.

Исследователи утверждают, что изменения психофизиологических показателей детей, использующих мобильные телефоны, убедительно свидетельствуют о том, что длительное воздействие электромагнитного излучения отрицательно влияет на детей. Дети находятся в группе риска из-за того, что их черепная коробка тоньше, чем у взрослых, и у них меньше мозговая масса. Поэтому большее количество важных структур могут подвергаться воздействию излучения от гаджетов.

Зависимость от мобильных телефонов

Ученые отмечают, что вопрос о характере распределения полей и уровне поглощения энергии мозгом ребенка обсуждается на международных форумах. В 1996 году американскими исследователями (Ганди, О., Лаззи Г., Фурсе К.) было опубликовано научное исследование, посвященное расчетам поглощения электромагнитного излучения структурами головного мозга.

В этой работе говорится о том, что глубина проникновения излучения у взрослых составляет примерно 37 мм (захватывает около 15% мозговых структур), в то время как для детей и подростков она больше. Например, для пятилетнего ребенка зона охвата составляет до 80% мозговых структур, а для подростков — до 60%. Таким образом, когда ребенок разговаривает по мобильному телефону, он подвергает электромагнитному излучению практически весь свой мозг, что неизбежно приводит к изменению «физиологического ответа»

— Американцы в своих научных статьях даже ввели специальный термин «тяжелый пользователь» (heavy user) — это человек, который разговаривает по телефону долго. У этих людей как раз появились опухоли, — отметил ведущий научный сотрудник лаборатории радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, почетный председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений Юрий Григорьев. — Шведы, которые закончили свои исследования, обратились в ВОЗ, чтобы переместить электромагнитное излучение в категорию № 1 — с доказанной канцерогенностью для человека.

Также отмечается, что в некоторых иностранных странах уже приняты полные или частичные ограничения на использование мобильной связи и Wi-Fi в детских садах и школах. Эти страны включают в себя Германию (Баварию), Францию, Грецию, Италию, Великобританию, Бельгию, Бангладеш, Беларусь, Узбекистан и Азербайджан.

Споры о влиянии электромагнитного излучения на различные органы человека, включая мозг, длится уже давно, но в последнее время начинается более признания его потенциальной опасности. В 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на отечественные и иностранные исследования, рекомендовал отказаться от использования мобильных телефонов детьми и подростками до 16 лет, а также беременным женщинам.

В 2011 году Международное агентство по изучению рака (МАИР, входящее в состав ВОЗ) отнесло радиочастотные электромагнитные поля, в том числе от сотовых телефонов к «вероятно канцерогенным для человека». Специалисты агентства отнесли электромагнитное излучение к группе 2B, в которую включаются вещества или факторы, для которых существуют ограниченные доказательства (или их недостаточно) опасности для человека. Следует отметить, что последние экспериментальные исследования на животных в большинстве случаев убедительно доказывают негативное воздействие электромагнитного излучения мобильных телефонов на организм.

Совсем недавно, 14 августа, Роспотребнадзор и Рособрнадзор опубликовали свои рекомендации по использованию мобильных устройств. Документы были подписаны главами ведомств Анной Поповой и Сергеем Кравцовым. В рекомендациях отмечается, что ранний возраст начала использования гаджетов и продолжительное время их использования могут привести к нарушениям психики у детей, проявляющимся в гиперактивности, увеличенной раздражительности, нарушении коммуникативных навыков, нарушениях сна, ухудшении долговременной памяти и когнитивных способностей. Таким образом, ведомства учли тревожные выводы отечественных и зарубежных специалистов.

Однако некоторые ученые отрицают данные о негативном воздействии излучения мобильных телефонов. Декан факультета радиотехники и телекоммуникаций, заведующий кафедрой радиоэлектронных средств Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ (участвующего в проекте «5-100») Виктор Малышев считает, что исследование, проведенное на ста детях, нельзя считать доказательным, поскольку испытания мобильных телефонов проводились на тысячах людей.

— Интенсивность поля тщательно изучалась, на эти исследования потрачены миллионы долларов. Никто никогда не доказал его негативного влияния на организм человека. Другое дело, что там происходит на клеточном уровне, — вот этого никто толком не знает, — заявил эксперт. — Понятно, что при большой интенсивности поля вред будет. Но интенсивности, вызванные мобильным телефоном — низкие. Мы сами исследовали то, как проникает излучение в биоткань. Конечно, многое зависит еще и от конкретной модели телефона, но всё это укладывается в нормативы.

С Виктором Малышевым согласен доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей РУДН Дмитрий Кулябов.

— Электромагнитное загрязнение городов настолько сильное, что воздействие телефонов и другой бытовой техники на общем фоне незначительны. Если вы едете на трамвае или на метро, излучение будет сильнее, чем от телефона. Для того чтобы добиться негативного влияния, нужно примотать телефон к уху и ходить с ним круглосуточно. В данном случае есть вероятность нагрева тканей по тому же принципу, по которому он происходит в микроволновке. Но никто так делать не будет, — уверен эксперт.

Дискуссии среди ученых не утихают. Было принято решение продлить мониторинг, который будет проводиться в лицее №м17. Исследователи убеждены, что это позволит обнаружить новые доказательства отрицательного воздействия электромагнитного излучения на мозг детей.

Исследования по нарушению психического состояния детей

Использование смартфонов и просмотр телевизора более часа в день могут способствовать развитию психических расстройств у детей младше 18 лет, утверждают американские ученые.

Согласно их исследованию, опубликованному в журнале Preventive Medicine Reports и основанному на результатах национального опроса родителей о здоровье детей за 2016 год, обнаружена тенденция к нарушению психического состояния у детей, использующих гаджеты.

Общее время перед экраном в среднем составляло 3,20 часа в день (SD = 2,40) и постепенно увеличивалось среди детей старшего возраста, в первую очередь из-за большего времени, проводимого за электронными устройствами (см. Рис. 1 ). Наибольшее увеличение времени перед экраном произошло между начальной и средней школой. Согласно отчетам воспитателей, в старшей школе (в возрасте от 14 до 17 лет) подростки проводили у экранов 4 часа 35 минут в день.

исследования Preventive Medicine Reports
Источник https://ars.els-cdn.com

Рис. 1 . Количество часов в день, проведенных за экранами всех экранов, электронными устройствами, телевизором и видеоиграми, по отдельным годам, США, 2016 г. Полоса погрешностей составляет ±1 SE.

Родители отвечали на вопросы о поведении детей и времени, проведенном перед экранами смартфонов. Анализ показал, что у детей, использующих электронные устройства более часа в день, наблюдалось снижение самоконтроля, эмоциональная нестабильность, уменьшение любознательности и увеличение отвлекаемости.

Кроме того, такие дети имели трудности в общении со сверстниками. Подростки от 14 до 17 лет, проводившие со смартфонами в руках более семи часов в день, испытывали депрессию и тревожность чаще, чем их сверстники, использующие гаджеты менее часа в день.

Ученые отметили, что связь между временем использования электронных устройств и психическим состоянием подростков проявляется сильнее, чем у детей младшего возраста.

В мае специалисты также рассказали о негативном влиянии гаджетов на сон.

о негативном влиянии гаджетов на сон

Ученые требуют запретить мобильники в России в младших классах. Мнения экспертов

Вред от использования смартфона: мнение эксперта

Опасности смартфонов для детей: ученые предлагают запретить использование мобильных телефонов в начальных классах в России. Стоит ли действительно давать смартфоны школьникам? Мы попробуем разобраться с этим вместе с экспертом.

В настоящее время дети осваивают управление гаджетами гораздо раньше, чем начинают читать. Иногда кажется, что им даже нечего читать. Некоторые даже начинают рыдать, когда им забирают устройство.

Однако задумываются ли родители о возможных последствиях, когда их ребенок интегрируется со смартфоном (или планшетом)? Обычно на этот вопрос отвечают психологи и педагоги. Александр МИЛКУС (комсомольская правда) пригласил к разговору Олега Григорьева, председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений.

Насколько реален вред от использования смартфонов для детей?

От 3 до 17 лет — это самый опасный период

— Олег Александрович, с вашей точки зрения, есть ли различие во влиянии мобильников, компьютеров на ребенка и на взрослого? Излучение ведь одно и то же…

— Любой растущий организм более чувствителен ко всем внешним факторам, не только к излучению электромагнитных полей. Ткани детского организма при равном облучении получают большую дозу электромагнитной энергии.

— Объясните.

— Представим головы ребенка и взрослого в виде шаров. Площадь меньше, а излучение такое же. Понятно, что в этом случае ребенок получает большую дозу, чем взрослый.

Мало того, нынешние дети начинают облучаться в раннем возрасте. Нынешние взрослые – те, кому за 40 лет — облучаются электромагнитными полями только с 20-летнего возраста, когда наше поколение начало сталкиваться с компьютерами.

Еще в 1895 году российский профессор Данилевский экспериментально показал, что основной мишенью электромагнитного поля является нервная система. Нервная система ребенка очень чувствительна к воздействию внешнего электромагнитного поля на стадии развития и формирования.

— Это с какого возраста?

— Начиная с 3-4 лет и практически до 17 лет.

“Болезнь и малых, и старых”

— Наши санитарные нормы по мобильной связи были выпущены в 2003 году, — продолжает Григорьев. — Так вот уже тогда было записано, что не рекомендуется детям до 18 лет использовать сотовую связь.

А сейчас у детей и мобильники, и планшеты, и ноутбуки.

И это при том, что дети во время обучения и так подвержены гиподинамии, у них большие учебные нагрузки. Всемирная организация здравоохранения сегодня защиту подрастающего поколения от влияния электроники выносит в отдельную задачу.

— А такая защита вообще возможна? Родители дают детям мобильники чуть ли не с грудничкового возраста. Планшеты с развивающими игрушками и мультиками – с полутора лет.

— Все зависит от дозы. Если давать гаджет с 10 утра и до 10 вечера – понятно, что польза от развивающих игр, которые на нем установлены, окажется весьма сомнительной. На ребенка одновременно воздействуют несколько факторов: электромагнитное излучение, загружается зрительный анализатор, на него действует свет от экрана, включающий и ультрафиолетовый спектр. Но если устройство давать дозированно и под контролем, если ребенка приучать правильно им пользоваться – будет польза.

— Что значит – правильно пользоваться? Дети видят, как взрослые сами сидят в смартфонах с утра до вечера!

— Да, это болезнь и малых, и старых. Ученые, государство должны до всех донести информацию об опасности гаджетов. И начинать такую информационную кампанию в школе, приучать разумно пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы. Происходить это должно так же, как сейчас распространяется информация о вреде табака, алкоголя, идет пропаганда активного, здорового образа жизни.

Границы разумного

— Олег Александрович, вы же ученый – тогда сформулируйте что такое «границы разумного» в данном случае, есть ли их конкретное выражение?

— СанПиНы разрабатывались довольно давно. И требуют адаптации.

— Ну да, они разрабатывались, когда на столах стояли громоздкие мониторы с электронно-лучевой трубкой.

— Тогда было совсем другое излучение. Но его изучали. А новая техника, которая теперь повсеместно, таким образом еще не изучалась.

— Но можно же понимать, сколько ребенок может находиться сегодня перед экраном ноутбука?

— Если он в возрасте до 10 лет, то больше часа в день – это будет неразумно. До возраста примерно окончания формирования организма – то есть до 15-16 лет, я думаю, что предел 2-2,5 часа.

— А какие, по-вашему мнению, разумные границы при пользовании смартфоном?

— Если говорить о режиме разговора, а в этот момент излучение максимальное, то не больше 15 минут в день. Взрослые могут разговаривать два часа. Вообще-то не рекомендуется использование сотовых телефонов беременными и детьми до 18 лет. Это прописано в санитарных нормах.

Если говорить об использовании смартфона как устройства для общения, для игр, то здесь я могу рекомендовать переводить его в авиационный режим, когда нет связи с базовой станцией.

— Так дети и сидят в чатах, переписываются в мессенджерах, играют. Хорошо если есть Wi-Fi. А если его нет – пользуются мобильными интернетом, который раздают сотовые операторы. Как тут включить авиационный режим?

— Ничего другого, кроме того, что я вам сказал, я не скажу. Когда ребенок смотрит в экран смартфона, его организм испытывает мощнейшую нагрузку. Посмотрите статистику по зрению у детей, заканчивающих школу. Практически нет ребят с нормальным зрением. Год от года идет нарастание нейродегенеративных процессов центральной нервной системы, которые тоже связаны с действием этих факторов.

Пол воздействием электромагнитного поля по-другому формируется нервная система. Когнитивные функции угнетаются. А это значит, что задачки ребенок решает хуже, сочинение пишет хуже, тексты запоминает хуже. Поколение, которому в руки попала электронная техника еще в нулевом возрасте, сейчас приходят учиться в вузы. Любой ректор скажет, что способности к учебе у него ниже, чем у предыдущих поколений.

Компьютер в школе — зло?

— Поговорим про компьютеризацию школ. Я знаю, что вы считаете наличие таких устройств в учебных заведениях – это тоже не хорошо.

— Мы пережили детскую болезнь потребления, когда у кого-то не было джинсов, у кого-то компьютеров. Теперь всем школам купили компьютеры. Много. Встал вопрос: зачем? Что с этим делать? Учителя проблему поняли раньше всех. В компьютерных классах дети сейчас находятся в таких условиях, которые, скорее, характерны для производственных помещений. А за специалистами, находящихся в таких условиях, у нас санитарными нормами предусмотрен и контроль условий, и контроль состояния здоровья. Только в школе этого ничего не делается.

Второе. Новая тенденция – отказ от бумажных учебников, переход на электронные. Как в таком случае ограничить «общение» с планшетом одним часом? Гигиенисты сейчас сопротивляются таким нововведениям. И правильно делают.

— Но переход на электронное обучение – международная тенденция.

— Не могу согласиться. Президент Франции Макрон, когда участвовал в выборах, четвертым пунктом своей программы обозначил ограничение современных технологий в школах. И обещание выполнил. Во всех учебных заведениях страны до третьего класса вся электронная техника запрещена – Wi-Fi, компьютеры, смартфоны. Использование разрешено только в старших классах и то под очень жестким контролем. А сотовые телефоны с 1 февраля 2017 года вообще во французской школе запрещены. Учителя, если они добиваются добровольного отказа учеников класса от смартфонов, получают существенную доплату к зарплате.

О лоббистах

— Страны, в которых бурно развиваются технологии, уже столкнулись с качеством людей, выходящих из школ, оборудованных под самую завязку техникой, — говорит Григорьев. — Вроде бы все дали, вложения очень серьезные, а прорыва в качестве людей нет. Мало того, там понимают, что лет через 10-15 состояние их здоровья будет таково, что не меньше вложения придется делать в их лечение. Если мы «задавим» школьников цифровой техникой, есть большой шанс получить людей трудоспособного возраста, не способных отвечать на вызовы современной экономики просто по состоянию здоровья.

— Как вы считаете, в России можно добиться запрета на мобильники хотя бы в младшей школе? У нас очень сильны лоббисты. А сотовые компании принадлежат влиятельным бизнесменам.

— Абсолютно убежден, что можно. В Совете Федерации прошлым летом уже проводились слушания на эту тему и мы получили поддержку. Вопрос обсуждался и в Комитете по здравоохранению Госдумы.

— То есть рекомендации могут быть приняты в скором времени?

— Мы надеемся, что так и будет. Все специалисты и политики только “за”. В школе есть две программы – «Цифровая среда» и «Новая школа». Обсуждается, как в этих программах прописать ограничения пользованием электронными устройствами. Но так, чтобы при этом образовательные результаты, сформулированные в программах, были достигнуты.

Номофобия - зависимость

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Чтение запоем вызывало у родителей такие же страхи

Психологи считают: не надо бояться интернета, нужно научиться правильно с ним обращаться.

Как помочь детям избегать погружения в виртуальный мир?

Как помочь детям избегать погружения в виртуальный мир? Об этом Ярослав КОРОБАТОВ (комсомольская правда) решил поговорить с кандидатом наук, доцентом кафедры общей психологии МГУ Юлией Бабаевой, которая является соавтором одного из первых в России исследований по проблеме интернет-зависимости.

Юлия Давидовна, нужно ли ограничивать время, которое дети проводят за компьютером или смартфоном?

Проблема интернет-зависимости очень остро стоит, меня об этом спрашивают даже чаще, чем по поводу детской наркомании. Но, мне кажется, у нас складывается неверное представление о запрете, как о единственном способе решения всех проблем. Интернет-зависимость — это внешнее проявление каких-то внутренних проблем у ребенка.

Прежде всего родителям надо понять, что заставляет его уходить в виртуальный мир? Нет какой-то одной причины, которая порождает интернет-зависимость. Порой это недостаток общения со сверстниками в реальном мире, состояние депрессии или тревоги. А может быть, ребенок в интернет-сообществах ищет понимания, поддержки и одобрения, которых не встречает дома. Ну, не было бы интернета, он бы убивал время по-другому — шатался бы в подворотнях. Неизвестно, что хуже. Потом, что такое запрет? Это попытка вынести проблему за пределы воли ребенка. А с ним надо договариваться.

А если, как это сейчас модно, просто ввести «санкции»?

Это может вызвать агрессию ребенка по отношению к родителю. Знаю, сейчас в некоторых школах перед уроками «разоружают» учеников, — отбирают у них гаджеты. Но неужели вы полагаете, что школьники после этого начинают учиться с напряжением всех сил? Не обманывайте сами себя. Если ситуация запущенная, время на общение с компьютером надо ограничивать (порнография и экстремистские сайты должны быть вне закона). Но сама политика «держать и не пущать» — не панацея.

А что может помочь, кроме запрета?

Родители должны разобраться прежде всего в себе. Во-первых, иногда они сами «помогают» ребенку запутаться во Всемирной паутине. Допустим, маме надо что-то сделать, она включает компьютер и говорит: «Поиграй, детка, а я пока кушать приготовлю». Во-вторых, надо задуматься: а почему мое общество ребенку менее интересно, чем экран монитора? Надо выкроить время поиграть с ним. Уметь находить интересные темы для обсуждения. Необходимо формировать у ребенка гармоничный круг интересов: спорт, книги, друзья, хобби. Но куда проще проявить себя жестким «руководителем» и составить расписание в духе: «Два часа играешь, потом делаешь уроки».

С возникновением интернета образовалось большое количество фобий: что люди разучатся запоминать, перестанут думать, поскольку проще найти готовые решения в Сети. Насколько эти страхи обоснованы?

У нас страшилки очень популярны. Но интернет — это всего лишь инструмент, он сам по себе нейтрален. Причем это инструмент, дающий фантастические возможности. Все дело в том, как мы им пользуемся. Например, смычком от скрипки можно и дрова пилить. Правда, производительность будет невысока.

В свое время схожее беспокойство вызывало распространение книг. Родители приходили в шоковое состояние, когда у девушки под подушкой находили любовные романы. Помните Фамусова «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Есть ли сходство в том, как общество воспринимало появление этих двух носителей информации?

Мы знаем, что появление книгопечатания дало огромный толчок развитию цивилизации. Благодаря этому во времена Фамусова жило большое количество людей фантастически интеллектуальных и образованных. Они к книгам относились по-другому. Например, Чацкий не мог такие слова произнести. Такой же, если не более мощный импульс для развития, человечество получило с изобретением интернета. Не надо его бояться. Ребенка могут обогатить как книги, так и новые информационные технологии. Нужно только научить его правильно с ними обращаться.

Почему Стив Джобс не позволял своим детям использовать iPhone

Почему Стив Джобс не позволял своим детям использовать iPhone

Основатель Apple установил запрет на использование гаджетов во время ужина, ночью и выходные
Стив Джобс вошел в историю, представив миру iPhone и ряд других передовых изобретений. Однако для своих собственных детей он был скорее тем человеком, который… запрещал им пользоваться этими iPhone. Это может показаться удивительным, но отец цифровой революции запрещал своим детям проводить много времени с планшетами и смартфонами.

Один из биографов Джобса утверждал, что он наложил запрет на использование гаджетов в ночное время и в выходные для своих детей. Кроме того, мобильные телефоны были запрещены, когда семья (у Джобса было три дочери и один сын) обедала. Однако Стив был таким захватывающим собеседником, что когда он начинал говорить с детьми о политике, истории, книгах или новых фильмах, ни у кого из его детей не возникало желания погрузиться в экран планшета.

Другие лидеры цифровой революции также ограничивают своих детей. Например, дети основателя Твиттера Эвана Уильямса жаловались на строгие правила, установленные отцом: планшеты и смартфоны можно было использовать только один час в день. Когда они попытались протестовать, отец сказал: «У нас есть сотни бумажных книг. Если хотите развлечься, читайте сколько хотите!»

Если самые влиятельные специалисты в цифровой области пытаются защитить своих детей от воздействия интернета, что можно сказать о простых пользователях?

Многие родители не только ограничивают использование гаджетов и компьютерных игр своих детей, но и категорически запрещают пользоваться социальными сетями. Например, бывшая участница «ВИА Гра» Анна Седокова является активным сторонником подобных запретов.

— Я сама широко представлена в социальных сетях, это часть моей работы,

— говорит поп-звезда.

— Но деткам в соцсетях совершенно нечего делать. Социальные сети — это игрушки взрослых, а не детей. Я когда читаю комментарии в соцсетях, мне плакать хочется. Откуда столько злости и ненависти? Кстати, самые обидные и нецензурные комментарии оставляют дети. Моя дочь просила меня не раз, чтобы я разрешила создать аккаунт, но я ей твердо говорю: «Ни за что на свете!».

Можем ли мы столкнуться с информационной эпидемией, которая окажется далеко более серьезной, чем типичные детские болезни, такие как свинка и ветрянка?

Признаки интернет-зависимости

Признаки интернет-зависимости включают в себя:

  • постоянное ожидание следующего подключения к сети
  • потерю интереса к другим занятиям
  • возрастающую противоречивость по отношению к родителям и друзьям
  • значительное эмоциональное отчуждение
  • неспособность контролировать время, проведенное в интернете
  • забывчивость по поводу еды и личной гигиены, а также длительное пребывание за планшетом или компьютером ночью
  • другие признаки включают хорошее самочувствие или эйфорию при использовании компьютера
  • бесцельные путешествия по интернету и постоянный поиск какой-либо зачастую не нужной информации.
Признаки интернет-зависимости

Учёные утверждают, что использование смартфонов может привести к косоглазию у детей

Медики из Южной Кореи обнаружили прямую связь между чрезмерной любовью к планшетам и телефонам и возникновением проблем с зрением у маленьких детей и подростков.

Косоглазие чаще встречается среди европейцев, как отмечают ученые уже давно. Однако недавно медики все чаще стали сталкиваться с проблемами зрения у южнокорейских детей, и особенно это касается малышей до пяти лет. Тем не менее, на этом же возрасте косоглазие может быть легко скорректировано.

В последние несколько месяцев южнокорейские медики прошли обследование нескольких десятков пациентов в возрасте от 7 до 16 лет. Все дети активно играли в игры на смартфонах в течение длительного времени, от четырех до восьми часов практически без перерыва, и устройство находилось достаточно близко к глазам, на расстоянии 20-30 сантиметров. У многих из них возникло косоглазие вследствие таких игр.

Однако после того, как ученые запретили детям пользоваться смартфонами в течение двух месяцев, у девяти из девятнадцати детей, на которых наблюдали косоглазие, косоглазие полностью исчезло. Из этого следует, что действительно существует прямая связь между детским косоглазием и продолжительным использованием смартфонов.

Врачи предупреждают: максимальное время, которое ребенок может проводить с гаджетом без перерыва, не должно превышать 30 минут.

Действительно, время проведенное с гаджетом, очень важно, как и расстояние между глазами и любым электронным устройством,

— говорит офтальмолог Андрей Перовский.

— Так же, как и в случае с компьютером, электронными и обычными книгами, оно не должно быть меньше 35 см. Если ребенок не отрывается от любимых гаджетов, старайтесь контролировать хотя бы эти моменты. И еще очень важно: не позволяйте ребенку играть на планшете или телефоне в темноте, например, под одеялом. Резкий контраст между светом и темнотой серьезно влияет на зрение, особенно в дошкольно и подростковом возрасте, когда происходит перестройка организма. Это же относится и ко взрослым — не смотрите в темноте телевизор и старайтесь пользоваться ночью телефоном не слишком долго.

Заключение

В заключении можно подчеркнуть, что номофобия и чрезмерное использование цифровых устройств всё чаще становятся проблемой, особенно в контексте здоровья детей в 21 веке. Эта современная эпидемия требует серьёзного внимания и принятия мер со стороны родителей, педагогов и медицинских специалистов для предотвращения негативных последствий на здоровье детей и подростков. Необходимо поощрять баланс между использованием цифровых устройств и другими видами активной деятельности, а также обеспечивать регулярные перерывы в использовании гаджетов для защиты зрения и общего физического и психологического благополучия детей.

Список источников:

  1. Мир захлестнула эпидемия новой болезни, называемой «номофобией» https://rg.ru/2013/02/28/nomofobia.html
  2. Опасная связь: ученые доказали вредность мобильных телефонов для детей https://iz.ru/917164/anna-urmantceva/opasnaia-sviaz-uchenye-dokazali-vrednost-mobilnykh-telefonov-dlia-detei
  3. Ученые рассказали о влиянии смартфонов на психику детей https://iz.ru/808113/2018-11-03/uchenye-rasskazali-o-vliianii-smartfonov-na-psikhiku-detei
  4. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211335518301827
  5. Вред смартфонов для детей: ученые требуют запретить мобильники в России в младших классах https://www.kp.ru/daily/26776/3809526/
  6. Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны https://www.kp.ru/daily/26297/3175415/
  7. Ученые: смартфоны могут вызвать косоглазие у детей https://www.kp.ru/daily/26731/3758782/

Подписывайтесь на наш telegram:

Канал BP — Проводник в мир IT

  • медиа про технологии, IT и тренды
  • не пропускайте новые статьи, новости, обзоры, которые выходят на www.bim-portal.ru
  • онлайн трансляции по курсам и вебинары по курсам www.bim-portal.ru/obuchenie
  • онлайн трансляции по курсам, розыгрыши призов!
Цифровая зависимость: как номофобия стала угрозой здоровью детей в 21 веке. Современная эпидемия?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рассчитать стоимость проекта

[contact-form-7 404 "Не найдено"]